Кудашов поставит «Воронежские тетради» Мандельштама как «Божественную комедию»

Кудашов поставит «Воронежские тетради» Мандельштама как «Божественную комедию»

Театр кукол имени В.А. Вольховского завершит театральный сезон спектаклем «Мандельштам. Воронежские тетради» в постановке Руслана Кудашова. Премьерные показы пройдут 24 и 25 июня. В основе спектакля — цикл стихов, написанный Мандельштамом во время ссылки в  Воронеж в 1930-х годах. 

«Мандельштам. Воронежские тетради» — редкий случай осмысления жизни и творчества поэта в период его ссылки средствами театра кукол. Главный режиссёр Большого театра кукол Руслан Кудашов, как и во многих других своих спектаклях, соединит здесь разные системы кукол с живым планом. Персонажи, связанные с личностью поэта, будут представлены марионетками. Среди них Чаплин — беззаботная и смешная ипостась Мандельштама; Дон Кихот, олицетворяющий взрослого героя, уже пережившего психологическое давление и помешательство в Чердыни; Щегол — символ свободы и жажды жить. При этом Жена и Следователь останутся в живом плане. Пограничное положение займёт Наталья Штемпель — друг семьи, «воронежская Лаура», сохранившая сборник стихов для потомков.

«По форме спектакль похож на „Божественную комедию“ Данте, потому что мы двигаемся от тьмы к свету, — рассказал Руслан Кудашов пресс-службе театра. — В первых стихах цикла автор находится в крайне горестном ощущении себя и мира. Для него ссылка в Воронеж — это абсолютная блокада, травля, вакуум без общения и поддержки. Но заканчиваются „Тетради“ воздушными стихами, появляется совершенно другое настроение, другое понимание себя в мировом пространстве. Так и мы в спектакле дантовскими кругами ада движемся к свету, всё пронзающему и во всё проникающему свету».

Данте, присутствующий в воронежском цикле стихов, появится и среди марионеток на сцене. Эта кукла по сравнению с другими будет менее подвижной: у нее будет двигаться только рука. Такой приём подчеркнёт монументальность и фундаментальность образа, его величие и незыблемость для поэта и для человечества.

Главный элемент сценографии, которую также разрабатывал Руслан Кудашов, — тропа (станок для вождения кукол) в виде креста. «Он ещё не стал надгробием, но уже завис над воронежским узником, — рассказали в театре. — И даже под гнётом смерти, надломленный и вывернутый, Мандельштам остаётся по-настоящему живым: он чувствует, дышит, любит, продолжает писать».

Изначально спектакль был ориентирован на аудиторию 12+, но в процессе работы возрастной ценз подняли до 16+. Однако Руслан Кудашов подчеркнул, что не является сторонником деления аудитории по возрасту и отдаёт такой градации условное значение: «Поэзия Мандельштама — для людей, для каждого человека. Насколько он может понять эту поэзию. Если тебе в 12 лет жизненно необходимо что-то узнать о себе, о своих переживаниях; о том, как может быть плохо человеку, как может быть хорошо человеку — если тебе это нужно, ты придёшь на спектакль и что-то получишь, что-то узнаешь и почувствуешь. Мандельшатам — для всех, для всего человечества, для всей Вселенной».

Роль Мандельштама-Чаплина в спектакле сыграет Григорий Вахрушев, Мандельштама-Дон Кихота — Владимир Руднев. Также в постановке заняты Елена Симанович, Юлия Скворцова, Анна Лужецкая, Эдуард Кокарев, Владислав Ефанов, Екатерина Ечеина, Дарья Ефанова.

Источник: oteatre.info

Следующая запись

TR Warszawa и мюнхенский «Каммершпиле» работают над совместным проектом

Польский театр TR Warszawa и мюнхенский «Каммершпиле» выпустят два спектакля-копродукции, в том числе работу Гжегожа Яжины «Троянские войны». Премьеры «Несовершенная утопия» и «Троянские войны» пройдут в программе совместного проекта TR Warszawa и «Каммершпиле» “Sisterhood”,