Кинокритика не просто остается прерогативой мужчин, но число женщин, которые рецензируют фильмы, в последние годы даже уменьшилось. Таковы данные опубликованного в мае 2022 года отчета базирующегося в университете Сан-Диего Центра исследования влияния женщин на телевидении и в кино (Center for the Study of Women in Television and Film).
С 2007 года CSWTF занимается изучением вопросов женского представительства в киноиндустрии. Нынешняя работа анализирует более 4000 обзоров фильмов от 334 человек, работающих в американских печатных, вещательных и онлайн-изданиях. В этом документе под названием Thumbs Down: Film Critics and Gender, and Why It Matters отмечается, что на данный момент число мужчин-кинокритиков в США по-прежнему превосходит число их коллег-женщин более чем в два раза.
В исследовании рассматривается соотношение критиков, работающих в печатных, онлайн-изданиях и на радио/телевидении. Оно состоит из двух частей. Первая рассказывает о том, как представлены рецензентки в штате и вне штата в различных медиа в первой половине 2022 года, о процентных долях мужчин и женщин в кинокритике страны, о разнице в их статусе, о типах СМИ, в которых они работают. А также о том, как связаны пол и жанр описываемого фильма. Во второй части речь идет о статистике в топ-критике, согласно классификации агрегатора Rotten Tomatoes (рецензент/рецензентка должны работать в профессии не менее пяти лет, выпускать обзоры минимум 4-6 раз в месяц, публиковаться в изданиях с постоянным трафиком не менее 5 млн. посещений в течение полугода).
Итак, согласно изученным обзорам фильмов, вышедшим в свет в первой половине 2022 года, в авторской среде число мужчин составило 69% , а женщин — 31% (небинарные персоны написали около 0,3% всех рецензий). Доля женщин в этой сфере в американских медиа незначительно, но неуклонно росла с 2016 по 2020 год, но снизилась на 4 пункта, с 35% в 2020 году до 31% в 2022 году. Женщины написали 26% всех ревью за изучаемый период. Что на 8% ниже показателей 2020 года.
В каждой рассматриваемой категории позиций в СМИ число рецензентов-мужчин превышало число женщин: среди авторов в штате различных медиа мужчины составляли 76%, а женщины — 23%. У фрилансеров это соотношение было 59% к 41%, 71% из тех, кто писал для своего собственного сайта, были мужчинами, а 29% женщинами.
Число рецензентов-мужчин превышало число их коллег-женщин во всех типах и видах СМИ. Мужчины составляли 86% , а женщины — 14% среди тех, кто писал для радио- и ТВ-программ и их сайтов. В бумажной прессе и онлайн-медиа соотношение было 78% и 22%. На специализированных веб-ресурсах о развлечениях — 71% и 29%. В редакциях общественно-политических изданий и новостных сайтов — 69% и 31%. А в отраслевых медиа — 53% и 42% (то есть именно в индустриальной среде соотношение оказалось ближе к идеальному, чем в других типах СМИ). Что касается жанров, то мужчины написали большинство отзывов о фильмах всех жанров — Sci-fi (78%), экшн (77%), комедий (76%) анимационного (74%) и документального кино (74%), хорроров (72%), драмы (71%,).
Центр стандартизировал все различные системы рейтингов (звезды, баллы и т.д) и пришел к следующим выводам. В среднем рецензентки давали более высокие оценки фильмам, где на первом плане были женские образы (78%), чем рецензенты-мужчины (70%). Мужчины выше ценили фильмы, где главным действующим лицом был мужчина (73%), чем их коллеги-женщины (69%). Рецензенты чаще рецензенток смотрели фильмы, снятые мужчинами (78% против 70%) и чаще писали о кино, снятом женщиной (29% против 19%). Правда, неизвестно, были ли эти различия вызваны авторскими предпочтениями или редакторскими заданиями.
При рецензировании фильмов, снятых кем-то того своего пола, критики с большей вероятностью упоминали имя режиссера в своей рецензии. В 80% текстов мужчин упоминалось имя режиссера-мужчины (у женщин его имя встречалось в 70% текстов). Напротив, имя постановщицы упоминалось в 30% рецензий женщин и только в 20% рецензий мужчин. Обзоры женщин чаще, чем обзоры их коллег-мужчин содержали только комплименты в адрес постановщиц (61% против 40%). Разница в отношении к режиссеру-мужчине была не столь заметной — 50% отзывов рецензентов и 45% отзывов рецензенток содержали только комплиментарную оценку. Меньший процент рецензий женщин, чем мужчин, содержал только критику постановщиц (4% и 23% соответственно). Тем не менее, 14% женщин и 14% мужчин высказали исключительно критические замечания о навыках, способностях и/или видении режиссера-мужчины.
Выводы касательно топ-критиков по сути повторяют статистку по общему числу представителей американской кинокритики. В 2022 году мужчины составляли 66% , а женщины — 34% в среде топ-критики. Представительство женщин среди топов (34%) было выше, чем в общем числе критиков (31%). Доля женщин тут снизилась на 6 пунктов, с 40% в 2020 году до 34% в 2022 году. Женщины написали 29%, а мужчины — 71% топовых рецензий. Это падение на 7 пунктов по сравнению с 2020 годом, когда женщины написали 36% топ-отзывов.
В целом же вывод нового исследования неутешителен в смысле достижения гендерного баланса: в каждой категории работы, типе СМИ и жанре фильма мужские голоса остаются более заметными, чем голоса их коллег-женщин.
Источник: proficinema.ru