Сегодня, 28 мая, завершился 75 Каннский международный кинофестиваль. Золотая пальмовая ветвь юбилейных Канн досталась «Треугольнику печали» Рубена Эстлунда, а сам режиссер в итоге оказался в неофициальном клубе двукратных обладателей «пальмы.» Но в этом году итоги фестиваля как никогда связаны не только и не столько с конкурсными фильмами и финальным распределением наград.
Список победителей
Золотая пальмовая ветвь — «Треугольник печали», Рубен Эстлунд
Гран-при — «Close», Лукас Донт/«Звезды в полдень», Клэр Дени
Лучший актер — Сон Кан-хо («Посредник», Хирокадзу Корээда)
Лучшая актриса — Зара Амир Эбрахими («Священный паук», Али Аббаси)
Приз жюри — «Иа» Ежи Сколимовский/ «Восемь гор» Шарлотта Вандермерс и Феликс ван Грунинген
Лучший режиссер — Пак Чхан-ук («Решение уйти»)
Лучший сценарий — Тарик Салех («Мальчик с небес»)
Специальный приз юбилейного 75 Каннского международного кинофестиваля — «Тори и Локита» Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Золотая камера за лучший дебют:
«War Pony», Райли Кио и Джина Гаммель
«План 75», Тиэ Хаякава (специальное упоминание)
Золотая пальмовая ветвь, короткий метр:
«Плеск воды», Чен Джианинг
«Лори», Абинаш Бикрам Шах (специальное упоминание)
Призы Международной федерации кинопрессы FIPRESCI:
«Братья Лейлы», Саид Рустаи (Основной конкурс)
«Синий кафтан» Марьям Тузани (Особый взгляд)
Кино. Новые имена
Каждый фестиваль стремится открывать новые имена и территории. В основном конкурсе нынешних Канн было два имени, сравнительно недавно прозвучавших впервые именно тут. Режиссерский дебют датского иранца Али Аббаси состоялся в 2016 году на Берлинале, но прошел более или менее незамеченным. А вот спустя два года его второй фильм «На границе миров» оказался в каннском конкурсе Особый взгляд и стал бомбой, сначала выиграв эту программу, а затем получив номинации на премию Европейской киноакадемии, Сатурн и Оскар. В 2022 году его «Священный паук» уже попал в основной конкурс, стал хитом не только у прессы после первых же показов, но и на кинорынке (об этом — ниже). В следующем году Аббаси будет работать над проектом The Last of Us (сериал, адаптация одноименной игры, важный проект сезона).
Если Аббаси может считаться открытием Канн с небольшой натяжкой, то бельгиец Лукас Донт безусловно дитя Канн. Его полнометражный дебют «Девочка» показали в Особом взгляде Канн в том же 2018 году. Донт выиграл Золотую камеру фестиваля за лучший дебют. Фильм получил еще три важные награды — награду за мужскую роль, приз FIPRESCI и квир-пальму. А потом еще и номинации на Золотой глобус и на премию Европейской киноакадемии. В этом году Донт (как и Аббаси) с новым фильмом «Close» оказался уже в основном конкурсе. Что из этого вышло — мы увидели. Оба оказались в списке каннских призеров.
Политика. Украина-Россия
Главная, а вернее единственная современная политическая тема не могла не сказаться на том, как провели в этом году главный мировой кинофестиваль. Все смотрели на Канны еще и потому, что именно он, первым из большой пятерки реализовывал на практике свою декларацию о поддержке Украины.
Напомним, три важнейших европейских кинофорума выпустили каждый свое заявление, очень похожие. Они выражали поддержку Украине и нежелание видеть у себя официальные российские делегации, но были открыты для независимых российских авторов, которые к тому же чаще всего оппозиционны власти (североамериканские Трайбека, Сандэнс и Торонто сообщили, что также будут внимательно изучать каждую заявку из России на предмет ее независимости). Канны свою декларацию подтвердили, включив в конкурс «Жену Чайковского» Кирилла Серебренникова, с которого недавно сняли судимость — хотя Фремо, по его собственным словам, получал по пять писем в день с вопросами о том, почему в конкурсе это кино, ведь оно было создано при финансовом участии фонда Романа Абрамовича, находящегося под санкциями. Было сильно сокращено и присутствие российских журналистов на фестивале, но независимые издания аккредитации получили (например, ПрофиСинема).
Конечно, Украина была важнейшим действующим лицом в этом году. Даже не говоря о фильмах об Украине или из Украины в программах («Взгляд мотылька» Максима Наконечного в Особом взгляде и «Мариуполис 2» Мантаса Кведаравичюса в программе спецпоказов, «Памфир» Дмитрия Сухолиткого-Собчука в Двухнедельнике режиссеров), страна была представлена так, чтобы вдохновить мировую киноиндустрию и в экономическом, и в гуманитарном смыслах. На церемонии открытия показали обращение президента Владимира Зеленского об ответственности кинематографа. В рамках Marché du Film состоялся День Украины, на котором присутствовало около трех десятков делегатов из страны. Хедлайнером продаж украинской группы Film.UA стала анимация «Мавка. Лесная песня» о любви лесной волшебницы к человеку — например, для Скандинавии ее приобрела Manymore Films, для Греции Feelgood Entertainment и т. д. Другой популярный проект — «Захар Беркут», исторический боевик о сражениях жителей Карпат с монгольской Ордой, фильм производства Украины и США.
Между тем, последовательными в украинском вопросе Канны назвать трудно — мировые индустриальные издания, например Variety писали о том, что российский бизнес тихо работает на Каннском кинорынке и заключает сделки, в том числе и компании, так или иначе связанные с государством. Хотя их число все же сильно сократилось. ПрофиСинема писала о том, что зарубежные коллеги продолжают работать с российскими бизнесом, тех, кто не желает продавать права на свои фильмы на Россию, в меньшинстве.
Экономика. Без Китая.
Если бы не политика, кино в Каннах в этом году осталось бы в тени экономики. После двух пандемических лет бизнес мечтал вернуться на Лазурный берег. До старта фестиваля было объявлено, что 370 групп и торговых компаний из 60 стран мира открыли свои стенды в Village International, представляя 2500 проектов.
Интересно, что в этом году тут почти нет Китая. Собственно, фестиваль в целом примечателен отсутствием китайского кино в программах. Можно искать самые разные объяснения — и вспышку ковида в Китае, и некие проблемы с паспортами, которые возникли у Лю Цзяня, которого якобы Канны планировали в одну из программ. На практике же скорее всего причина в ужесточении китайской политики в отношении кино, которое началось в 2018 году, тогда регулированием кино в стране занялось Национальное управление кинематографии, подчиненное непосредственно отделу пропаганды Компартии Китая — сотрудничество как с фестивалями, так и с Голливудом с того момента стало более жестким.
Зато на Лазурном берегу прогремели другие страны региона. Например, Индия. В этом году Канны ввели традицию называть country of honor сезона, и первой такой страной стала именно Индия. Она была заметна на протяжении всего фестиваля — актриса Дипика Падукон вошла в состав жюри, документальный фильм Шаунака Сена «Все, что дышит» показали в рамках спецпоказов, несколько лент попали в расписание Каннской классики а в Олимпии состоялись мировые премьеры ряда новых индийских фильмов. На рынке было множество мероприятий Индии, одно из них стало первым на Marché du Film нынешнего года.
Выделилась и Южная Корея. Фактически четыре фильма в самых важных программах имеют к ней отношение. В конкурсе это не только «Решение уйти» Пака Чхан-ука, но и «Посредник» японца Хирокадзу Корээды, снятый о Корее и в Корее. В Особом взгляде — «Возвращение в Сеул» Дави Чоу. А в Полуночных показах состоялась премьера «Охоты», режиссерского дебюта Ли Джона-джэ (актера «Игры в кальмара»). В Корее же внимание было приковано как раз к фильму Корээды — в нем снялась Ли Джи-ын, не только актриса, но прежде всего поп-икона с 25 млн. подписчиков в соцсетях. Для традиционно мощного южнокорейского кинобизнеса с его кинопрокатом, сильнее многих просевшим во время пандемии (впервые за десятилетие на внутреннем рынке национальное кино уступило позиции Голливуду), это действительно весомая поддержка со стороны Канн.
В целом же рынок после пандемии отличает осторожный оптимизм. Сравнительно крупные сделки в ассортименте. Так «Треугольник печали» Neon купила в Северную Америку, по слухам, за 8 млн. долларов (в конкуренции с A24). Sony Pictures Classics приобрела «Возвращение в Сеул» Дави Чоу и «Одним прекрасным утром» Мии Хансен-Лев. Права на «Священного паука» Али Аббаси в Северной Америке достались Utopia Роберта Шварцмана, яркого представителя клана Коппола, права для Великобритании, Латинской Америки и Малайзии у MUBI (вообще фильм Аббаси, по слухам, был хитом на рынке). Ну а самая же крупная сделка у Netflix — стример заплатил 50 млн. долларов за Pain Hustlers Дэвида Йейтса с Эмили Блант, съемки фильма должны стартовать в августе. Другая громкая сделка — покупка Apple проекта с Ризом Ахмедом и Джесси Бакли от продюсера Кейт Бланшетт Fingernails (сумма сделки не разглашается).
Источник: proficinema.ru